Sokol

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Sokol » Расы, народы, национальности » Национальный портрет. Русские


Национальный портрет. Русские

Сообщений 1 страница 25 из 25

1

Наверно было бы интересно ввести раздел "Национальные портреты" где было бы обсуждение различных народов их менталитета, характера, темперамента, обычаем и традиций... (Это к модераторам данного форума, а именно к Лоренцо)

Представлю некую имеющуюся у меня информацию о русском народе.
Сразу скажу что возможно эта инфа неполиткоректна и спорна.
Во всяком случае как мне кажется интересно было бы её рассмотреть.

ЭТОТ ПАСКУДНЫЙ "РУССКИЙ МИР" (ЦИТАТЫ О РОССИИ ОТ ПУШКИНА ДО НАШИХ ДНЕЙ)

С чем не может смириться иностранец в России

Гельмут Пабст Дневник немецкого солдата Военные будни на восточном фронте 1941-1943. М.: Центрополиграф 20005 Стр 63

"10 марта 1942 года. Последнии несколько дней мы подбирали труппы русских , погибших в боях в конце января – начале февраля. Это делалось не из соображений пиетета, а из гигиены. Груда образовалась внушительная. Только в одном нашем "сапоге" набралось более шестидесяти убитых. Это жертвы огня нашей батареи. Я бродил среди груды тел, чтобы проверить свою реакцию на подобное зрелище… Изувеченные тела брошены в кучи, задубели на морозе в самых немыслимых позах. Конец. Для них все кончено, они будут сожжены. Но прежде их освободят от одежды свои же, русские, – старики и дети. Это ужасно. При наблюдении за этим процессом проглядывает аспект русского менталитета, который просто недоступен пониманию. Они курят и шутят; они улыбаются. Трудно поверить в то, что кто-нибудь из европейцев может быть настолько бесчувствен."

2

Очень и очень сложный вопрос ...

3

В чем такая большая сложность?
В существующей в настоящее время из ряда вон выходящей политкорректности и толерантности мешающих "по простому" рассматривать вопросы национальностей?
Или недостатка (недоступности) информации по русскому вопросу?
Или ещё в чем?

4

Владимир написал(а):

Наверно было бы интересно ввести раздел "Национальные портреты" где было бы обсуждение различных народов их менталитета, характера, темперамента, обычаем и традиций... (Это к модераторам данного форума, а именно к Лоренцо)

Может стоило бы создать более общий раздел где бы рассматривались и более общие вопросы чем национальности, как то сравнение народов (например славян с финно-уграми), расы.
Ну и озаглавить этот раздел например - Расы, народы, национальности.

5

Владимир написал(а):

В чем такая большая сложность?
В существующей в настоящее время из ряда вон выходящей политкорректности и толерантности мешающих "по простому" рассматривать вопросы национальностей?
Или недостатка (недоступности) информации по русскому вопросу?

Нет, политкорректность тут ни при чем. Сложность в том, что негативные высказывания  о России людей, чье творчество вошло в золотой фонд российской культуры, не могут быть сведены к какой-то одной причине. Тут всякий раз надо смотреть конкретно, что имел в виду автор, что именно он осуждал - политический режим, сложившиеся в обществе негативные традиции, какие-то отрицательные черты этноса, и пр. Я уж не говорю о том, что в таких подборках высказывания часто могут быть элементарно перевраны, вырваны из контекста или вовсе оказаться фейком.

Вот, например, высказывание А.С. Пушкина из ролика:

Я, конечно, презираю мое отечество с головы до ног …Ты, который не на привязи, как можешь ты оставаться в России?

Что скажешь? Здесь Пушкин явно не любит Россию.

А вот оригинал с восстановлением вырезанного:

Мы в сношениях с иностранцами не имеем ни гордости, ни стыда — при англичанах дурачим Василья Львовича; пред M-me de Staël заставляем Милорадовича отличаться в мазурке. Русский барин кричит: мальчик! забавляй Гекторку (датского кобеля). Мы хохочем и переводим эти барские слова любопытному путешественнику.
Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство. Ты, который не на привязи, как можешь ты оставаться в России?

А тут смысл существенно меняется. Не любящий Россию скорее был бы рад, если иностранец разделял бы с ним отношение к ней.  А Пушкин тут прямо запрещает говорить плохо о России  при иностранцах, а над своим отношением к России скорее иронизирует. Да и само отношение к России на поверку  оказывается ... всего лишь хандрой сосланного в деревню и ностальгией по ... европейской технике и  столичным соблазнам. Восстановим вырезанное:

Мы живем в печальном веке, но когда воображаю Лондон, чугунные дороги, паровые корабли, английские журналы или парижские театры и <бордели> — то мое глухое Михайловское наводит на меня тоску и бешенство. В 4-ой песне «Онегина» я изобразил свою жизнь; когда-нибудь прочтешь его и спросишь с милою улыбкой: где ж мой поэт? в нем дарование приметно — услышишь, милая, в ответ: он удрал в Париж и никогда в проклятую Русь не воротится — ай да умница.

6

Теперь об "антирусском высказывании" Михаила Ивановича Глинки, которое в ролике приводится в таком виде:

27 апреля 1856 года Михаил Иванович, уезжая из России в Германию, разделся … на границе догола, до самого гола, бросил на землю платье, чтоб и духу русского с собой случайно не прихватить, плюнул, крикнул: «Ноги моей больше здесь не будет!» – и шагнул под шлагбаум.

"Высказывание" циркулирует по интернету на превеликом множестве сайтов и форумов. Ссылки на источник, естественно, нет нигде и ни у кого, что сразу наводит на мысли о фейке. Поэтому пришлось немало повозиться, пока я не докопался, откуда это.

В 2014 г. некто Валерий Залотуха сочинил роман под названием «Свечка» и в нем присутствует такой пассаж:

"Недавно я узнал, как уезжал из этой страны Глинка, композитор, тот самый, который «Жизнь за царя» и гимн демократической России сочинил. Разделся старичок на границе догола, до самого гола, бросил на землю, как тогда говорили, платье, чтоб и духу русского с собой случайно не прихватить, плюнул, крикнул: «Ноги моей больше здесь не будет!» – и шагнул под шлагбаум. Не Глинка – гранит. Я бы так не смог."

Иными словами, это стопроцентная выдумка недобросовестного литератора, что подтверждается и  52-летним возрастом «старичка» (самому писаке на момент издания опуса было 60 лет; он даже возрастом композитора на момент отъезда не поинтересовался).

7

Акимов_В.В. написал(а):

Что скажешь? Здесь Пушкин явно не любит Россию.

Скорее всего так. Трудно представить себе чтобы кто-то презирая чего-то при этом оное чего-то любил или хотя бы относился нейтрально.
Но в отношении отечества и родственников иногда у некоторых возможно что презирая отечество и родственников всё-таки любят их, ведь несмотря ни на что это ведь своё - родное пусть и не хорошее.
Да и вообще в ролике не шла речь о том любил или не любил Александр Сергеевич Россию. Речь шла  о том как Пушкин характеризует русский мир.

Акимов_В.В. написал(а):

А Пушкин тут прямо запрещает говорить плохо о России  при иностранцах,

Ага. По известной русской поговорке - не выноси сор из избы.
Известная русская черта - перед кем-то уж очень сильно стараться из себя показать.
У нас ведь перед приездом начальства пусть и не большого доходит до того что начинают траву красить в зеленый цвет чтобы лучше смотрелась.
Мне однажды посчастливилось работать с итальянцами. И как-то должно было приехать к нам в Нижний самое большое начальство из Турина. Так итальянцы только сказали - вы уж учтите что начальство приезжает, так что поменьше курить ходите и порчядок у себя на столах наведите. У нас бы зная что приезжает начальство, да ещё такое высокое из себя бы выворачивались прям из штанов бы выпрыгивали.

Акимов_В.В. написал(а):

а над своим отношением к России скорее иронизирует.

В чем Вы Вадим Вадимович увидели иронию? В каких словах?

Акимов_В.В. написал(а):

Да и само отношение к России на поверку  оказывается ... всего лишь хандрой сосланного в деревню и ностальгией по ... европейской технике и  столичным соблазнам. Восстановим вырезанное:

Восстановленное вырезанное только объясняет то что Пушкин явно сказал - что именно Михайловское и почему это Михайловское наводит "тоску и бешенство".
Заметьте не вся Россия а только Михайловское где действительно нет чугунных дорог, кораблей, журналов и др. В Англии где-нито на фермерском хозяйстве тоже у него была бы "тоска и бешенство".
А вот о всей России он явно пишет "проклятую Русь".

8

Акимов_В.В. написал(а):

Ссылки на источник, естественно, нет нигде и ни у кого, что сразу наводит на мысли о фейке.

Как это нет?
http://sereja.bloger.by/93783/
Zveroboy, 19.03.2018 20:08 #

"Апять кацапские либероиды. Которую сотню лет им уже советуют дружно валить оттуда. Не слушают. Это не лечится.

Просвещайся добрыми делами русской интеллигенции.

Например, 27 апреля 1856 года Глинка Михаил Иванович - (композитор, автор оперы "Жизнь за царя") уезжая из России в Германию, разделся на границе... догола, до самого гола, бросил на землю платье, чтоб и духу русского с собой случайно не прихватить, плюнул на русскую землю и крикнул: "Дай Бог мне никогда больше не видеть этой МЕРЗКОЙ СТРАНЫ и ее людей!» - и шагнулнул под шлагбаум. // (Из воспоминаний сестры композитора Л. И. Шестаковой («Русская старина». Ежемесячное историческое издание. 1870 г. Том II. Санкт-Петербург, 1870))"

Акимов_В.В. написал(а):

Поэтому пришлось немало повозиться, пока я не докопался, откуда это.

В 2014 г. некто Валерий Залотуха сочинил роман под названием «Свечка» и в нем присутствует такой пассаж:

Не-а. Первоисточник не роман 2014 года, а см. выше выделенное жирным.

Акимов_В.В. написал(а):

что подтверждается и  52-летним возрастом «старичка»

Акимов_В.В. написал(а):

он даже возрастом композитора на момент отъезда не поинтересовался

В то время людей за полтинник считали стариками. Для того времени это был преклонный возраст.

Акимов_В.В. написал(а):

самому писаке на момент издания опуса было 60 лет

А причем здесь то сколько лет было на тот момент "писаке"?
Мне скоро тоже столько же будет. И что?!

9

Уважаемый Владимир, еще раз поблагодарив Вас за ссылку, которую я прозевал, и посыпав главу пеплом, все же выражу изрядное удовлетворение, что нюх историка на фейки меня не обманул. Я уже собрался завтра, бросив все дела, бежать в историчку, но ... могуч интернет! II  том "Русской старины" в сети нашелся:

http://www.runivers.ru/lib/book4646/57315/

Да, ссылка на него есть, но ... читаем сначала еще раз процитированное Вами:

Владимир написал(а):

Просвещайся добрыми делами русской интеллигенции.

Например, 27 апреля 1856 года Глинка Михаил Иванович - (композитор, автор оперы "Жизнь за царя") уезжая из России в Германию, разделся на границе... догола, до самого гола, бросил на землю платье, чтоб и духу русского с собой случайно не прихватить, плюнул на русскую землю и крикнул: "Дай Бог мне никогда больше не видеть этой МЕРЗКОЙ СТРАНЫ и ее людей!» - и шагнулнул под шлагбаум. // (Из воспоминаний сестры композитора Л. И. Шестаковой («Русская старина». Ежемесячное историческое издание. 1870 г. Том II. Санкт-Петербург, 1870))"

А теперь - то, на что дана ссылка (без страницы, естественно;  ссылку даю я - стр. 621)

http://sa.uploads.ru/t/ZbuVc.png

Итак, как говорится, игра действительно была, но ..."не проиграл, а выиграл, не в шахматы, а в домино, в партии не с Петровым, а с Сидоровым ... "

То есть:

И не на границе с Россией, а у заставы Санкт-Петербурга;
И никоим образом догола не раздевался;
И ни о каком "русском духе" - ни слова;
И платья на землю не бросал;
И Бога не поминал;
И просто плюнул, не акцентируя, что на русскую землю;
И не крикнул, а сказал;
И страна оказалась не мерзкой, а гадкой;
И людей "мерзкой страны" не упоминал;

А под шлагбаум и вовсе не шагал.

:)  Так что лучше бы уж ссылки вовсе не было. :)

Отредактировано Акимов_В.В. (Среда, 4 апреля, 2018г. 23:00)

10

Теперь о Тургеневе.  О словах "Если бы провалилась Россия, то не было бы никакого убытка ...", и пр.

Непонятно, почему слова Достоевского о том, что ему об этом якобы сказал Тургенев, стали словами именно Тургенева, а не самого Достоевского. То есть, Достоевскому верим, Тургеневу не верим?
Более того, если даже Тургенев эти слова и написал, вложив в уста одного из своих героев, которого он изобразил отменным мерзавцем, почему это нужно считать убеждениями самого писателя?

Сравним:

Если бы провалилась Россия, то не было бы никакого убытка, ни волнения в человечестве.

  (так в ролике)

А вот расширенная цитата из романа Тургенева "Дым"

Потугин снял шляпу и помахал на себя платком.
   -- Русское художество, -- заговорил он снова, -- русское искусство!.. Русское пруженье я знаю и русское бессилие знаю тоже, а с русским художеством, виноват, не встречался. Двадцать лет сряду поклонялись этакой пухлой ничтожности, Брюллову, и вообразили, что и у нас, мол, завелась школа, и что она даже почище будет всех других... Русское художество, ха-ха-ха! хо-хо!
   -- Но, однако, позвольте, Созонт Иваныч, -- заметил Литвинов. Глинку вы, стало быть, тоже на признаете?
   Потугин почесал у себя за ухом.
   -- Исключения, вы знаете, только подтверждают правило, но и в этом случае мы не могли обойтись без хвастовства! Сказать бы, например, что Глинка был действительно замечательный музыкант, которому обстоятельства, внешние и внутренние, помешали сделаться основателем русской оперы, -- никто бы спорить не стал; но нет, как можно! Сейчас надо его произвести в генерал-аншефы, в обер-гофмаршалы по части музыки да другие народы кстати оборвать: ничего, мол, подобного у них нету, и тут же указывают вам на какого-нибудь "мощного" доморощенного гения, произведения которого не что иное, как жалкое подражание второстепенным чужестранным деятелям -- именно второстепенным: этим легче подражать. Ничего подобного? О, убогие дурачки-варвары, для которых не существует преемственности искусства, и художники нечто вроде Раппо: чужак, мол, шесть пудов одной рукой поднимает, а наш -- целых двенадцать! Ничего подобного??! А у меня, осмелюсь доложить вам, из головы следующее воспоминание не выходит. Посетил я нынешнею весной Хрустальный дворец возле Лондона; в этом дворце помещается, как вам известно, нечто вроде выставки всего, до чего достигла людская изобретательность -- энциклопедия человечества, так сказать надо. Ну-с, расхаживал я, расхаживал мимо всех этих машин и орудий и статуй великих людей; и подумал я в те поры: если бы такой вышел приказ, что вместе с исчезновением какого-либо народа с лица земли немедленно должно было бы исчезнуть из Хрустального дворца все то, что тот народ выдумал, -- наша матушка, Русь православная, провалиться бы могла в тартарары, и ни одного гвоздика, ни одной булавочки не потревожила бы, родная: все бы преспокойно осталось на своем месте, потому что даже самовар, и лапти, и дуга, и кнут -- эти наши знаменитые продукты -- не нами выдуманы. Подобного опыта даже с Сандвичевскими островами произвести невозможно; тамошние жители какие-то лодки да копья изобрели: посетители заметили бы их отсутствие. Это клевета! это слишком резко -- скажете вы, пожалуй... А я скажу: во-первых, что я не умею порицать, воркуя; а во-вторых, что, видно, не одному черту, а и самому себе прямо в глаза посмотреть никто не решается, и не одни дети у нас любят, чтоб их баюкали. Старые наши выдумки к нам приползли с Востока, новые мы с грехом пополам с Запада перетащили, а мы все продолжаем толковать о русском самостоятельном искусстве! Иные молодцы даже русскую науку открыли: у нас, мол, дважды два тоже четыре, да выходит оно как-то бойчее.

Да, Тургенев был западником, да, он резко полемизировал со славянофилами и недолюбливал идею о некоей самобытности России;  да, славянофилы (и первый – Достоевский) его за это очень не любили. Но считать слова и мысли вымышленного героя, сама фамилия которого – Потугин – как бы символизирует его жалкие потуги мыслить, мыслями самого Тургенева, это уже чересчур.

При каких обстоятельствах Достоевский это написал, тоже весьма любопытно. Это из письма Достоевского Майкову, в котором он признается, что проигрался в казино в ноль, задолжал издателю Каткову, и просит взаймы у всех, у кого только можно. Видимо, просил и у небедного Тургенева, да не допросился, вот и пнул его легонько ...  :)

Так что оставим это на совести Достоевского.

Отредактировано Акимов_В.В. (Четверг, 5 апреля, 2018г. 09:52)

11

Труднее всего комментировать Максима Горького - и в силу моего чисто субъективного к нему отношения, и (объективно) его политической бесхребетности, позволявшей ему с легкостью менять свои взгляды.  Поэтому тут можно отметить только то, что в процитированном отрывке из "Несвоевременных мыслей" он явно имеет в виду не столько народ, сколько большевиков, своей революционной пропагандой и революционными экспериментами пробудивших и объявивших ЛУЧШИМ худшее из того, что было в народе. 

Что же до русского народа в целом, то "Несвоевременные мысли" он начинает с восторженного панегирика русскому человеку, что на русофобию явно не тянет.

Отредактировано Акимов_В.В. (Четверг, 5 апреля, 2018г. 17:10)

12

Ну, и – наконец, «русофобия»  В.М. Шукшина. Ее авторы ролика исхитрились усмотреть в его словах:

Ложь, ложь, ложь... Ложь – во спасение, ложь – во искупление вины, ложь – достижение цели, ложь – карьера, благополучие, ордена, квартира... Ложь! Вся Россия покрылась ложью как коростой.

Нужно было – ну, ооочень постараться, чтобы в осуждении политического режима, покрывшего Россию ложью, увидеть осуждение русских как таковых. Авторы явно не читали у Шукшина этого:

Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие совестливость, доброту. Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами.
Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание — не отдавай всего этого за понюх табаку.
Мы умели жить. Помни это. Будь человеком.
В. ШУКШИН
21 августа 1974 года

http://www.xn--l1ah.xn--p1ai/publications/85309/

13

Акимов_В.В. написал(а):

Уважаемый Владимир, еще раз поблагодарив Вас за ссылку

Не стоит благодарности, уважаемый Вадим Вадимович!
Всегда готов Вам угодить.
:)

Акимов_В.В. написал(а):

Я уже собрался завтра, бросив все дела, бежать в историчку, но ... могуч интернет!

Может и зря не сбегали в историчку.
Интернет, без всякого сомнения, могуч.
Но в иннете могут  быть искажения в сравнением с оригиналом.
Так в книги Селянинова "Тайная сила масонства" в иннете некоторые фразы искажено вплоть до прямо противоположного смысла. Скаченное мной в иннете без всяких ятей кое чем в корне отличалось что было в репринтном издании этой книги которую я читал в "бумажном виде". Очевидно составители "переведенной" с ятей в иннете ещё решили и переделать некоторые фразы очевидно считая что слова (мягко говоря) о слабости русского народа в сравнении с европейскими следует изменить на прямо противоположные по смыслу типа того что это мы ого-го, а европейцы сявки.
Так что может оригинал про Глину  отличается от того что Вы нашли в иннете, эдак смягчив убрав слова про раздевшись до гола и русский дух исходящий от платья.

Акимов_В.В. написал(а):

Итак, как говорится, игра действительно была, но ..."не проиграл, а выиграл, не в шахматы, а в домино, в партии не с Петровым, а с Сидоровым ... "

Такого чтобы не проиграл а выиграл, то есть переделывания на противоположное по смыслу у автора (Валерия Золотухи) нет.
Искажения (с тем что Вы привели найдя в иннете) есть. Ну так Золотуха ведь художественное произведение писал где вполне допустимо некоторое преувеличение те искажающее смысл.
Вполне допустимо для художественного произведения искажения вроде:
"И не на границе с Россией, а у заставы Санкт-Петербурга;
И никоим образом догола не раздевался;
И ни о каком "русском духе" - ни слова;
И платья на землю не бросал;
И Бога не поминал;
И просто плюнул, не акцентируя, что на русскую землю;
И не крикнул, а сказал;
И страна оказалась не мерзкой, а гадкой;
А под шлагбаум и вовсе не шагал."
Смысл это то что Вы Вадим Вадимович выделили красным не меняет, разве что несколько усиливает.
Ну разве что возможно поставить Валерию Золотухе в вину это что Вы отметили
"И людей "мерзкой страны" не упоминал;"
Возможно Глинка не считал самих людей России гадкими, а говоря
"Когда бы мне никогда более этой гадкой страны не видать!"
имел в виду под гадкой страной не самих людей а правительство самодержавное или природу России (если ему не нравилось по сравнению с Европой частые русские дожди и слякоть)

14

Акимов_В.В. написал(а):

Теперь о Тургеневе.

Акимов_В.В. написал(а):

Непонятно, почему слова Достоевского о том, что ему об этом якобы сказал Тургенев, стали словами именно Тургенева, а не самого Достоевского

Нда..., вопрос конечно занятный.
Если Иванов процитировал некие слова сказанные Петровым, то чьи же это слова - Петрова или Иванова?!
Во всяком случае может стоило сказать - слова Петрова в пересказе Иванова.
Для данного случая - слова Тургенева пересказанные Достоевским.

Акимов_В.В. написал(а):

То есть, Достоевскому верим, Тургеневу не верим?

А что, разве где-нито Тургенев отказывался от тех своих слов что привел Достоевский?

Акимов_В.В. написал(а):

Более того, если даже Тургенев эти слова и написал, вложив в уста одного из своих героев, которого он изобразил отменным мерзавцем, почему это нужно считать убеждениями самого писателя?

А почему бы и нет?!
Может Тургенев хотел показать что даже такой "отменный мерзавец" и то мог осмыслить что русский народ никчемный.
Потом, ведь если человек в чем-то не фонтан (отменный мерзавец), то в другом (объективном взгляде на народы) может быть и на высоте. Таких примеров масса.

Акимов_В.В. написал(а):

Сравним:

Сравнил.
По смыслу, то что Вы, уважаемый Вадим Вадимович, выделили синим из самого произведения "Дым" и слова Тургенева в пересказе Достоевского полностью совпадают.

Акимов_В.В. написал(а):

Но считать слова и мысли вымышленного героя, сама фамилия которого – Потугин – как бы символизирует его жалкие потуги мыслить, мыслями самого Тургенева, это уже чересчур.

Как я уже сказал чуть выше что может Тургенев хотел сказать что даже такой человек как Потугин (тогда отменный мерзавец, а здесь с жалкими способностями мыслить) и то смог осмыслить что русский народ никчемный.

Акимов_В.В. написал(а):

При каких обстоятельствах Достоевский это написал, тоже весьма любопытно. Это из письма Достоевского Майкову, в котором он признается, что проигрался в казино в ноль, задолжал издателю Каткову, и просит взаймы у всех, у кого только можно. Видимо, просил и у небедного Тургенева, да не допросился, вот и пнул его легонько ...

Ага. И при этом, надо думать, не побоялся прослыть лгуном наговаривая на Тургенева.
А Тургенев, почему-то ничего не стал писать в опровержение и называть Достоевского лгуном.
Кстати, в те времена могли запросто вызвать на дуэль за подобное (наговор и обвинение во лжи).

*************************************************************************************************

Кстати, составителям ролика (приведенный в посте 1) привели не самое сильное высказывание Тургенева об его отношении к России.
Тургенев высказывался о России и покруче:

https://www.litmir.me/br/?b=271017&p=5

"Россия не Венера Мелосская в черном теле и в узах; это такая же девица, как и старшие ее сестры — только что вот задница у них будет пошире — и она уже блядь — и так же будет таскаться, как и те. Ну — рылом-то она в них не вышла."

"Любить русскую грязь, любить Россию со всеми ее темными сторонами, со всеми пороками, прыщами и бородавками. Нет, слуга покорный."

15

Акимов_В.В. написал(а):

Труднее всего комментировать Максима Горького - и в силу моего чисто субъективного к нему отношения, и (объективно) его политической бесхребетности, позволявшей ему с легкостью менять свои взгляды.

Это да.

Акимов_В.В. написал(а):

Что же до русского народа в целом, то "Несвоевременные мысли" он начинает с восторженного панегирика русскому человеку, что на русофобию явно не тянет.

Зато вполне на русофобию тянет его "О русском крестьянстве".

16

Акимов_В.В. написал(а):

Ну, и – наконец, «русофобия»  В.М. Шукшина.

Акимов_В.В. написал(а):

Нужно было – ну, ооочень постараться, чтобы в осуждении политического режима, покрывшего Россию ложью, увидеть осуждение русских как таковых.

Разве эти слова о политическом режиме?
Неужели кому-то в Советском Союзе, да ещё не просто смертному а довольно известному деятелю, посчастливилось после столь открытого высказывания о политическом режиме не очутиться в спец психушке или на нарах?!

Акимов_В.В. написал(а):

Авторы явно не читали у Шукшина этого:

А если почитать у Шукшина "Срезал", то что-то не представляется русский народ совестливым и добрым как в представленной цитате.
Добавлю ещё что в "Срезал" русский народ представляется помимо того что не совестливым и не добрым ещё и не очень-то умным и склонным к показухе.

17

Владимир написал(а):

Ага. И при этом, надо думать, не побоялся прослыть лгуном наговаривая на Тургенева.
А Тургенев, почему-то ничего не стал писать в опровержение и называть Достоевского лгуном.
Кстати, в те времена могли запросто вызвать на дуэль за подобное (наговор и обвинение во лжи).

Простите, Владимир, но чтобы столь решительно заявлять ("почему-то не стал писать в опровержение") об этом надо доподлинно знать.
Тургенев очень даже отреагировал.  (Пока отметим, что Достоевский умер в 1881 г., Тургенев - в 1883 г. Это важно - см. дату предполагаемой публикации письма Достоевского).

Письмо И. С. Тургенева П. И. Бартеневу. (Выделение цветом - мое).

22 декабря 1867 (3 января 1868). Баден-Баден

Милостивый государь Петр Иванович!

До сведения моего дошло, что в Чертковскую библиотеку прислано на Ваше имя письмо с подписью г-на ф. М. Достоевского и что в этом письме, которое должно явиться в свет не ранее 1890 года, изложены им мнения возмутительные и нелепые о России и русских, которые он приписывает мне. Эти мнения, составляющие будто бы мое задушевное убеждение, были высказаны мною, по уверению г-на Ф. Достоевского, в его присутствии, в Бадене, нынешним летом, во время единственного посещения, которым он меня почтил. Не говоря уже о том, насколько может быть оправдано подобное злоупотребление доверия, я вынужденным нахожусь объявить с своей стороны, что выражать свои задушевные убеждения пред г. Достоевским я уже потому полагал бы неуместным, что считаю его за человека, вследствие болезненных припадков и других причин, не вполне обладающего собственными умственными способностями; впрочем, это мнение мое разделяется многими другими лицами. Виделся я с г-м Достоевским, как уже сказано, всего один раз. Он высидел у меня не более часа и, облегчив свое сердце жестокою бранью против немцев, против меня и моей последней книги, удалился; я почти не имел времени и никакой охоты возражать ему: я, повторяю, обращался с ним, как с больным. Вероятно, расстроенному его воображению представились те доводы, которые он предполагал услыхать от меня, и он написал на меня свое... донесение потомству.

Не подлежит сомнению, что в 1890 году и г-н Достоевский, и я - мы оба не будем обращать на себя внимания соотечественников; а если мы и не будем совершенно забыты, то судить о нас станут не по односторонним изветам, а по результатам целой жизни и деятельности; но я все-таки почел своей обязанностью теперь же протестовать против подобного искажения моего образа мыслей.

Мне остается просить Вас извинить меня, что я решился обратиться к Вам, не имея чести быть лично Вам знакомым, а также принять выражение совершенного уважения и преданности, с которыми остаюсь Вашим покорнейшим слугою.

Ив. Тургенев.
Баден-Баден, Schillerstrasse, 7.
3-го янв. 1868. (22 дек. 1867)

http://www.ivan-turgenev.ru/memyari/093-106.html

История вражды Тургенева и Достоевского изучена достаточно хорошо и весьма подробно описана, в частности, все, что связано с этим злополучным письмом Майкову.

Отредактировано Акимов_В.В. (Суббота, 7 апреля, 2018г. 16:48)

18

Акимов_В.В. написал(а):

Тургенев очень даже отреагировал.

Принято.
Вынужден признать что был не прав говоря что Тургенев ничего не стал писать в опровержение.
Но почему же Вы, уважаемый Вадим Вадимович, сразу уже в своем 10 посте не поместили это письмо Тургенева Бартеневу?
Это сразу бы всё решило.
Вместо этого Вы начали говорить в посте 10 не совсем убедительные вещи как-то про то что "отменный мерзавец", "жалкие потуги мыслить" (что подобный человек не мог правильно отобразить существо русского народа).
Вот я и решил что не существует более ничего убедительнее.
Сейчас же оказалось что есть, что оказывается Тургенев вовсе не говорил что ему Достоевский приписывал.

19

Владимир написал(а):

Но почему же Вы, уважаемый Вадим Вадимович, сразу уже в своем 10 посте не поместили это письмо Тургенева Бартеневу?
Это сразу бы всё решило.

Ну, вообще-то ... не знаю, будет ли это убедительным... Творческие личности всегда не жаловали друг друга и предстают в письмах друг о друге довольно противными и мелочными личностями. В них иной раз они таааакого пишут! Поэтому я не люблю смаковать личные дрязги между великими писателями или художниками и копаться в неприглядных сторонах их жизни, напрямую с их творчеством не связанных, если это только не нужно для выяснения каких-то более масштабных исторических вопросов.
В свое время история с этим письмом наделала много шума, в ней подробно копались и жена Достоевского А.Г. Сниткина (Достоевская), и В.М. Гаршин, и адресат письма Тургенева П.И. Бартенев (оправдывавшийся перед Тургеневым, что к нему поступило не само письмо Достоевского, а анонимная выписка из него). 

Единственное, что представляет исторический интерес - это обвинение Тургенева  в русофобии, поскольку это вообще тогда было стандартное обвинение славянофилов в адрес западников. И тогда во всей этой истории все удовлетворились и объяснением Тургенева, и доводом, что мысли героя романа и мысли Тургенева - это разные вещи. Ну, я именно только этого вопроса и коснулся, со ссылкой на роман и слова его героя.

20

Владимир написал(а):

Но почему же Вы, уважаемый Вадим Вадимович, сразу уже в своем 10 посте не поместили это письмо Тургенева Бартеневу?
Это сразу бы всё решило.

Ну, вообще-то ... не знаю, будет ли это убедительным... Творческие личности всегда не жаловали друг друга и предстают в письмах друг о друге довольно противными и мелочными личностями. В них иной раз они таааакого пишут! Поэтому я не люблю смаковать личные дрязги между великими писателями или художниками и копаться в неприглядных сторонах их жизни, напрямую с их творчеством не связанных, если это только не нужно для выяснения каких-то более масштабных исторических вопросов.
В свое время история с этим письмом наделала много шума, в ней подробно копались и жена Достоевского А.Г. Сниткина (Достоевская), и В.М. Гаршин, и адресат письма Тургенева П.И. Бартенев (оправдывавшийся перед Тургеневым, что к нему поступило не само письмо Достоевского, а анонимная выписка из него). 

Единственное, что представляет исторический интерес - это обвинение Тургенева  в русофобии, поскольку это вообще тогда было стандартное обвинение славянофилов в адрес западников. И тогда во всей этой истории все удовлетворились и объяснением Тургенева, и доводом, что мысли героя романа и мысли Тургенева - это разные вещи. Ну, я именно только этого вопроса и коснулся со ссылкой на роман.

21

Владимир написал(а):

Неужели кому-то в Советском Союзе, да ещё не просто смертному а довольно известному деятелю, посчастливилось после столь открытого высказывания о политическом режиме не очутиться в спец психушке или на нарах?!

Да, те, такое писал или говорил открыто, оказывались именно там.

Но очень многие оставили дневниковые записи, обнародованные либо после их смерти, либо после распада СССР. Кстати  в СССР за такие слова о лжи могли посадить, даже если автор сказал бы, что он имел в виду не режим, а казнокрадов и низкопоклонников перед Западом ("Вы клеветнически утверждаете, что в нашей стране и у нашего народа может быть столько лжецов?!")
Надо порыться, наверняка это опубликовано уже, как минимум, в годы горбачевской гласности.

22

Некоторые книги проливающие свет на русский менталитет и которые так и не были переведены.
АНДРЕЙ БУРОВСКИЙ - КРАХ ИМПЕРИИ (КУРС НЕИЗВЕСТНОЙ ИСТОРИИ)
https://profilib.net/chtenie/107633/and … rii-18.php

Кроме Камчатских экспедиций, Академия наук отправляла по Сибири и по всей необъятной Российской империи и другие экспедиции. В ходе таких экспедиций Паллас посетил Северный Кавказ, Крым, Сибирь, Поволжье. Кроме нескольких специальных книг, он написал "Путешествия по разным провинциям Российского государства". Книга вышла в Германии в 1773- 1788 годах.
Иоганн Георг Гмелин тоже написал несколько специальных книг. В одной из них он описал II78 видов растений. Карл Линней, основатель научной систематики, писал: "Гмелин один открыл столько растений, сколько все остальные ботаники вместе". Кроме того, он написал книгу "Путешествие по Сибири". Четыре тома этой книги вышли в 1751 году в Геттингене.
Обе книги - и Палласа, и Гмелина - на русский язык не переведены. Дело в том, что в них содержатся всякие оскорбительные выпады против русского народа - например, рассказывается об общих для мужчин и женщин банях в провинциальных городах и деревнях. Причем что интересно: факты, приводимые авторами, никто не отрицает. Просто все очень огорчаются на то, что Гмелин и Паллас посмели писать о России не так, как хотелось бы некоторым русским. И все тут. Эмоции подростков, право слово …

23

Интересна вышедшая в нашей стране книга Анна-Лена Лаурен У НИХ ЧТО-ТО С ГОЛОВОЙ, У ЭТИХ РУССКИХ.
http://www.rulit.me/books/u-nih-chto-to … 591-1.html
Приведу некоторые цитаты из оной книги.
" Россия — страна, в которую я влюблена.  В своей журналистской работе я пытаюсь изображать ее как могу справедливо, но как человек не могу оставаться беспристрастной."
"Россия — страна неблагодарная. Россия иррациональна, тягостна, своенравна, самодовольна, строптива, отзывчива и сердечна, щедра, болезненно-чувствительна, злопамятна — но все-таки отходчива. Нужно время, время и еще раз время, чтобы наконец начать хотя бы в общих чертах понимать русское общество. Я не любитель рассуждать о менталитете, но отрицать существование русского менталитета невозможно. Для финна это неочевидно, потому что русский образ мыслей выдерживался совсем в другом историческом растворе, хотя история у нас общая."
"Русским феминисткам даже не было нужды объявлять мужчинам войну, потому что мужчины добровольно сдались более образованному, более культурному, более умному, более работящему и менее пьющему полу."
"Мои русские приятельницы очень мало говорят о сексе. Постельные подвиги мужей и бойфрендов не являются у подруг темой для обсуждения в такой же степени, как, например, в Финляндии. Неразрешимая загадка: почему русские женщины тратят столько энергии на то, чтобы выглядеть сексуально, и при этом никогда не говорят о сексе?"
"Русские женщины одеваются женственно, двигаются женственно, разговаривают женственно. Чаще всего — но не всегда — они делают это совершенно бессознательно, это некое требование общества к ним. Все их существо дышит иной чувственностью, нежели моя и моих финских сестер по полу. Мы-то практически родились в резиновых сапогах."
"Некоторые утверждают, что русские женщины одеваются как проститутки. Это неправда. Тут бывает по-разному. У большинства русских определенно есть стиль и вкус, и они одеваются элегантно, женственно, подчеркивая свою индивидуальность. В целом гораздо лучше, чем финки."
"Хотя действительно, юбок короче, чем в Москве, я не видела никогда. Вполне естественно, что в стране крайностей должно проживать множество девушек, считающих, что юбке положено еле-еле прикрывать трусы. Даже при минусовой температуре.

Все равно русским женщинам присуще то очарование, которое резко отличает их от других женщин, особенно скандинавских. Это качество может привести мужчин-иностранцев в совершенный восторг. Особенно скандинавских мужчин. Мои финские друзья-мужчины чуть шею себе не свернули, когда навещали меня в Москве: здесь слишком много стильно одетых девиц на выданье, их можно рассматривать постоянно.

«Сколько вообще красивых женщин в России? Это же невероятно!» — переводит дух мой приятель Андерс на второй день своего пребывания в Москве.

Он говорит, что женщины в России красивы иначе, нежели в Финляндии. Они просто-напросто больше женщины. Более мягкие, эмоциональные, а главное — у них гораздо лучше развито чувство пола.

Я сама замечаю, что изменилась с тех пор, как живу в Москве. Теперь я чаще крашу глаза и губы, купила несколько красивых блузок, сапожки на высоком каблуке и приталенное зимнее полупальто с бархатной отделкой. Это не потому, что я хочу подражать русским женщинам — мне никогда не стать такой же красивой, как они. Скорее потому, что я хочу быть настоящей. А в русском обществе женщины ненастоящие, если они не тратят много времени и сил на свой внешний вид."
"Сколько бы я ни старалась, следует помнить одно: я относительно молодая женщина (по крайней мере, несколько лет молодости мне еще осталось). Иными словами, я никогда не смогу быть особо убедительной в глазах русских. Это «общество мачо», общество, в котором мужчины диктуют условия — в буквальном смысле слова. Главная задача молодых женщин — быть красивой, декоративной. Остальное не важно."
"Это не означает, что молодые женщины в России не преуспевают, наоборот, многие из них устроены лучше, чем их сверстники-мужчины. Многие зарубежные предприятия в Москве предпочитают нанимать женщин. Женщины более ответственны и преданы общему делу, по сравнению с мужчинами, которые интересуются в основном высокой зарплатой и тем, как устроить в ту же компанию своих приятелей. Для женщин интересы фирмы значат гораздо больше, поэтому они более успешны в международной конкуренции."
"Русское общество демонстрирует мужской шовинизм весьма откровенно и устойчиво. Например, в порядке вещей писать объявления о приеме на работу следующим образом: «Требуется секретарь, женщина, до 25 лет, рост не ниже 175 см».

Я видела и такие объявления о рабочих вакансиях, где работодатель прямо сообщал, что нужен мужчина, хотя служебные обязанности не подразумевали использования физической силы. Подход, который в Финляндии запрещен законом."
"Люди без притворства говорят то, что думают. В этом смысле Россия — страна спасительно либеральная. Никто не заботится о политкорректности; на деле это означает, что полемика иногда бывает более прямой и откровенной, чем в западном мире. Русские не живут в демократическом обществе, но, сравнивая их, например, со шведами, я иногда спрашиваю себя, какой из этих народов свободнее психологически.

К сожалению, это также означает, что можно говорить все что хочешь, например, о женщинах. Женщин откровенно оценивают по внешним качествам, это касается даже женщин, принимающих важные решения."
"В России принято демонстрировать женщинам восхищение, делая комплименты их красоте. Это касается всех женщин, даже таких, как всемирно известная журналистка Анна Политковская. Когда ее убили, издание, в котором она работала, «Новая газета», отдало всю первую полосу под фотографию и некролог. Некролог начинался словами: «Она была красивая»."
"Сами женщины протестуют редко. Мощного феминистского движения в России не существует, и большинство знакомых мне русских женщин испытывают жалость к феминисткам. Они не понимают, к чему на самом деле стремятся участницы женского движения за права женщин.

«Мы и так командуем мужчинами. Вся тонкость в том, чтобы убедить мужчину, что это он принимает решения», — говорит Таня. Мужчина в семье голова, а женщина — шея, которая решает, в какую сторону голова повернется, гласит русская поговорка. Она отлично иллюстрирует русский взгляд на взаимоотношения полов. Уравнять мужчину и женщину в правах было бы скучно. Гораздо веселее и интереснее вести маленькую игру: муж — глава семьи, хотя всем известно, кто на самом деле принимает решения."
"Видимо, самая тщательно охраняемая тайна России состоит в следующем: женщины не глупее и не слабее мужчин — наоборот. Но никто не говорил об этом мужчинам."
"Вероятно, важная причина в том, что женщин большинство. Так как мужчины умирают раньше, в России гораздо больше женщин, чем мужчин. И среди оставшихся мужчин очень трудно найти такого, который бы: а) не пил, б) имел работу и в) был не женат. В России избыток красивых, хорошо образованных, компетентных женщин — и недостаток непьющих работающих мужчин.

«Они или спились, или безработные, или женатые. В этой стране нормальных мужиков на всех не хватает», — говорит Таня. Иными словами, если найдешь такого мужчину, держись за него любой ценой. Конкуренция за так называемых «нормальных мужчин» жесточайшая."
"Солидарность русских мужчин несокрушима. Честно говоря, у меня создалось впечатление, что они любят друг друга больше, чем своих женщин, ибо ни при каких обстоятельствах не критикуют друзей. Русские мужчины защищают приятеля в любой ситуации, даже если им доподлинно известно, что приятель неправ. Мужская дружба относится к тому надежному, что есть в русском обществе. Если с кем-то подружишься, то на всю жизнь, и приятели помогают друг другу и в радости, и в горе. Постоять за друзей — дело чести. Не велик грех изменить жене; предать друга — такое не прощается."
"Русская мужская дружба имеет своеобразное, телесное выражение; таких друзей в Финляндии могли бы принять за геев. Прикасаться друг к другу совершенно естественно — например, абсолютно нормально, когда мужики идут по улице, держа руку на плече приятеля. Дружеские отношения мужчин проявляются и в том, как мужчины здороваются. У каждого пола свой ритуал приветствия: мужчины и женщины в России здороваются по-разному. Русским мужчинам свойственно с самого начала знакомства касаться друг друга, чего женщины не делают ни когда здороваются с мужчинами, ни когда здороваются с другими женщинами."
"У женщин код совершенно иной. Русская женщина вообще редко пожимает руку кому бы то ни было. Если ее представляют незнакомому человеку, церемониал, как правило, ограничивается легким поклоном (поначалу меня это немало возмущало — мне казалось, что меня упорно игнорируют). Своих друзей русская женщина целует в правую щеку, обычно один раз — и мужчин и женщин. Традиционное русское приветствие — трехкратный поцелуй в щеку, но такими поцелуями редко обмениваются, за исключением торжественных ситуаций."
"Русские мужчины не зависят от своих женщин — они зависят друг от друга. В деловой жизни и карьере — на главном мужском поприще — каждый шаг вперед и вверх делается при помощи связей. Связей с другими мужчинами. Их нужно поддерживать."

24

Интересные мысли о русском менталитете были сказаны академиком Павловым.
https://philologist.livejournal.com/8521977.html

Павлов И "О русском уме"

Милостивые государи! Заранее прошу меня простить, что в гнетущее время, которое мы все переживаем, я сейчас буду говорить о довольно печальных вещах. Но мне думается или, вернее сказать, я чувствую, что наша интеллигенция, т.е. мозг родины, в погребальный час великой России не имеет права на радость и веселье. У нас должна быть одна потребность, одна обязанность - охранять единственно нам оставшееся достоинство: смотреть на самих себя и окружающее без самообмана. Побуждаемый этим мотивом, я почел своим долгом и позволил себе привлечь ваше внимание к моим жизненным впечатлениям и наблюдениям относительно нашего русского ума. Три недели тому назад я уже приступил к этой теме и сейчас вкратце напомню и воспроизведу общую конструкцию моих лекций. Ум - это такая огромная, расплывчатая тема! Как к ней приступить? Смею думать, что мне удалось упростить эту задачу без потери деловитости. Я поступил в этом отношении чисто практически. Отказавшись от философских и психологических определений ума, я остановился на одном сорте ума, мне хорошо известном отчасти по личному опыту в научной лаборатории, частью литературно, именно на научном уме и специально на естественнонаучном уме, который разрабатывает положительные науки.

Рассматривая, какие задачи преследует естественнонаучный ум и как задачи он эти достигает, я, таким образом, определил назначение ума, его свойства, те приемы, которыми он пользуется для того, чтобы его работа была плодотворна. Из этого моего сообщения стало ясно, что задача естественнонаучного ума состоит в том, что он в маленьком уголке действительности, которую он выбирает и приглашает в свой кабинет, старается правильно, ясно рассмотреть эту действительность и познать ее элементы, состав, связь элементов, последовательность их и т.д., при этом так познать, чтобы можно было предсказывать действительность и управлять ею, если это в пределах его технических и материальных средств. Таким образом, главная задача ума - это правильное видение действительности, ясное и точное познание ее. Затем я обратился к тому, как этот ум работает. Я перебрал все свойства, все приемы ума, которые практикуются при этой работе и обеспечивают успех дела.

Правильность, целесообразность работы ума, конечно, легко определяется и проверяется результатами этой работы. Если ум работает плохо, стреляет мимо, то ясно, что не будет и хороших результатов, цель останется не достигнутой. Мы, следовательно, вполне можем составить точное понятие о тех свойствах и приемах, какими обладает надлежащий, действующий ум. Я установил восемь таких общих свойств, приемов ума, которые и перечислю сегодня специально в приложении к русскому уму. Что взять из русского ума для сопоставления, сравнения с этим идеальным естественнонаучным умом? В чем видеть русский ум? На этом вопросе необходимо остановиться. Конечно, отчетливо выступает несколько видов ума.

Во-первых, научный русский ум, участвующий в разработке русской науки. Я думаю, что на этом уме мне останавливаться не приходится, и вот почему. Это ум до некоторой степени оранжерейный, работающий в особой обстановке. Он выбирает маленький уголочек действительности, ставит ее в чрезвычайные условия, подходит к ней с выработанными заранее методами, мало того, этот ум обращается к действительности, когда она уже систематизирована и работает вне жизненной необходимости, вне страстей и т.д. Значит, в целом это работа облегченная и особенная, работа далеко идущая от работы того ума, который действует в жизни. Характеристика этого ума может говорить лишь об умственных возможностях нации.

Далее. Этот ум есть ум частичный, касающийся очень небольшой части народа, и он не мог бы характеризовать весь народный ум в целом. Количество ученых, я разумею, конечно, истинно ученых, особенно в отсталых странах, очень небольшое. По статистике одного американского астронома, занявшегося определением научной производительности различных народов, наша русская производительность ничтожная. Она в несколько десятков раз меньше производительности передовых культурных стран Европы. Затем, научный ум относительно мало влияет на жизнь и историю. Ведь наука только в последнее время получила значение в жизни и заняла первенствующее место в немногих странах. История же шла вне научного влияния, она определялась работой другого ума, и судьба государства от научного ума не зависит. В доказательство этого мы имеем чрезвычайно резкие факты. Возьмите Польшу. Польша поставила миру величайшего гения, гения из гениев - Коперника. И, однако, это не помешало Польше окончить свою политическую жизнь так трагически. Или обратимся к России. Мы десять лет назад похоронили нашего гения Менделеева, но это не помешало России прийти к тому положению, в котором она сейчас находится. Поэтому, мне кажется, я прав, если в дальнейшем не буду учитывать научного ума.

Но тогда каким же умом я займусь? Очевидно, массовым, общежизненным умом, который определяет судьбу народа. Но массовый ум придется подразделить. Это будет, во-первых, ум низших масс и затем - ум интеллигентский. Мне кажется, что если говорить об общежизненном уме, определяющем судьбу народа, то ум низших масс придется оставить в стороне. Возьмем в России этот массовый, т.е. крестьянский ум по преимуществу. Где мы его видим? Неужели в неизменном трехполье, или в том, что и до сих пор по деревням летом безвозбранно гуляет красный петух, или в бестолочи волостных сходов? Здесь осталось то же невежество, какое было и сотни лет назад. Недавно я прочитал в газетах, что, когда солдаты возвращались с турецкого фронта, из-за опасности разноса чумы хотели устроить карантин. Но солдаты на это не согласились и прямо говорили: “Плевать нам на этот карантин, все это буржуазные выдумки”.

Или другой случай. Как-то, несколько недель тому назад, в самый разгар большевистской власти мою прислугу посетил ее брат, матрос, конечно, социалист до мозга костей. Все зло, как и полагается, он видел в буржуях, причем под буржуями разумелись все, кроме матросов, солдат. Когда ему заметили, что едва ли вы сможете обойтись без буржуев, например появится холера, что вы станете делать без докторов? - он торжественно ответил, что все это пустяки. “Ведь это уже давно известно, что холеру напускают сами доктора”. Стоит ли говорить о таком уме и можно ли на него возлагать какую-нибудь ответственность?

Поэтому-то я и думаю, что то, о чем стоит говорить и характеризовать, то, что имеет значение, определяя суть будущего, - это, конечно, есть ум интеллигентский. И его характеристика интересна, его свойства важны. Мне кажется, что то, что произошло сейчас в России, есть, безусловно, дело интеллигентского ума, массы же сыграли совершенно пассивную роль, они восприняли то движение, по которому ее направляла интеллигенция. Отказываться от этого, я полагаю, было бы несправедливо, недостойно. Ведь если реакционная мысль стояла на принципе власти и порядка и его только и проводила в жизнь, а вместе с тем отсутствием законности и просвещения держала народные массы в диком состоянии, то, с другой стороны, следует признать, что прогрессивная мысль не столько старалась о просвещении и культивировании народа, сколько о его революционировании.
Я думаю, что мы с вами достаточно образованны, чтобы признать, что то, что произошло, не есть случайность, а имеет свои осязательные причины и эти причины лежат в нас самих, в наших свойствах.

Однако мне могут возразить следующее. Как же я обращусь к этому интеллигентскому уму с критерием, который я установил относительно ума научного. Будет ли это целесообразно и справедливо? А почему нет? - спрошу я. Ведь у каждого ума одна задача - это правильно видеть действительность, понимать ее и соответственно этому держаться. Нельзя представить ум существующим лишь для забавы. Он должен иметь свои задачи и, как вы видите, эти задачи и в том, и в другом случае одни и те же. Разница лишь в следующем: научный ум имеет дело с маленьким уголком действительности, а ум обычный имеет дело со всей жизнью. Задача по существу одна и та же, но более сложная, можно только сказать, что здесь тем более выступает настоятельность тех приемов, которыми пользуется в работе ум вообще. Если требуются известные качества от научного ума, то от жизненного ума они требуются в еще большей степени. И это понятно. Если я лично или кто-либо другой оказались не на высоте, не обнаружили нужных качеств, ошиблись в научной работе, беда небольшая. Я потеряю напрасно известное число животных, и этим дело кончается. Ответственность же общежизненного ума больше. Ибо, если в том, что происходит сейчас, виноваты мы сами, эта ответственность грандиозна.

Чрезвычайное сосредоточение мысли

Таким образом, мне кажется, я могу обратиться к интеллигентскому уму и посмотреть, насколько в нем есть те свойства и приемы, которые необходимы научному уму для плодотворной работы. Первое свойство ума, которое я установил - это чрезвычайное сосредоточение мысли, стремление мысли безотступно думать, держаться на том вопросе, который намечен для разрешения, держаться дни, недели, месяцы, годы, а в иных случаях и всю жизнь. Как в этом отношении обстоит с русским умом? Мне кажется, мы не наклонны к сосредоточенности, не любим ее, мы даже к ней отрицательно относимся. Я приведу ряд случаев из жизни.

Возьмем наши споры. Они характеризуются чрезвычайной расплывчатостью, мы очень скоро уходим от основной темы. Это наша черта. Возьмем наши заседания. У нас теперь так много всяких заседаний, комиссий. До чего эти заседания длинны, многоречивы и в большинстве случаев безрезультатны и противоречивы! Мы проводим многие часы в бесплодных, ни к чему не ведущих разговорах. Ставится на обсуждение тема, и сначала обыкновенно и благодаря тому, что задача сложная, охотников говорить нет. Но вот выступает один голос, и после этого уже все хотят говорить, говорить без всякого толку, не подумав хорошенько о теме, не уясняя себе, осложняется ли этим решение вопроса или ускоряется. Подаются бесконечные реплики, на которые тратится больше времени, чем на основной предмет, и наши разговоры растут, как снежный ком. И в конце концов вместо решения получается запутывание вопроса.

Мне в одной коллегии пришлось заседать вместе со знакомым, который состоял раньше членом одной из западноевропейских коллегий. И он не мог надивиться продолжительности и бесплодности наших заседаний. Он удивлялся: “Почему вы так много говорите, а результатов ваших разговоров не видать?” Дальше. Обратитесь к занимающимся русским людям, например к студентам. Каково у них отношение к этой черте ума, к сосредоточенности мыслей? Господа! Все вы знаете - стоит нам увидеть человека, который привязался к делу, сидит над книгой, вдумывается, не отвлекается, не впутывается в споры, и у нас уже зарождается подозрение: недалекий, тупой человек, зубрила. А быть может, это человек, которого мысль захватывает целиком, который пристрастился к своей идее! Или в обществе, в разговоре, стоит человеку расспрашивать, переспрашивать, допытываться, на поставленный вопрос отвечать прямо - у нас уже готов эпитет: неумный, недалекий, тяжелодум!

Очевидно, у нас рекомендующими чертами являются не сосредоточенность, а натиск, быстрота, налет. Это, очевидно, мы и считаем признаком талантливости; кропотливость же и усидчивость для нас плохо вяжутся с представлением о даровитости. А между тем для настоящего ума эта вдумчивость, остановка на одном предмете есть нормальная вещь. Я слышал от учеников Гельмгольца, что он никогда не давал ответа сразу на самые простые вопросы. Сплошь и рядом он говорил потом, что этот вопрос вообще пустой, не имеет никакого смысла, и тем не менее он думал над ним несколько дней. Возьмите в нашей специальности. Как только человек привязался к одному вопросу, у нас сейчас же говорят: “А! Это скучный специалист”. И посмотрите, как к этим специалистам прислушиваются на Западе, их ценят и уважают как знатоков своего дела. Не удивительно! Ведь вся наша жизнь двигается этими специалистами, а для нас это скучно.

Сколько раз приходилось встречаться с таким фактом. Кто-нибудь из нас разрабатывает определенную область науки, он к ней пристрастился, он достигает хороших и больших результатов, он каждый раз сообщает о своих фактах, работах. И знаете, как публика на это реагирует: “А, этот! Он все о своем”. Пусть даже это большая и важная научная область. Нет, нам это скучно, нам подавай новое. Но что же? Эта быстрота, подвижность, характеризует она силу ума или его слабость? Возьмите гениальных людей. Ведь они сами говорят, что не видят никакой разницы между собой и другими людьми, кроме одной черты, что могут сосредоточиваться на определенной мысли как никто. И тогда ясно, что эта сосредоточенность есть сила, а подвижность, беготня мысли есть слабость.

Если бы я с высот этих гениев спустился к лаборатории, к работе средних людей, я и здесь нашел бы подтверждение этому. В прошлой лекции я приводил основание о своем праве на эту тему. Уже 18 лет, как я занимаюсь изучением высшей нервной деятельности на одном близком и родном для нас животном, на нашем друге - собаке. И можно себе представить, что то, что в нас сложно, у собаки проще, легче выступает и оценивается. Я воспользуюсь этим случаем, чтобы показать вам это, показать, что является силой - сосредоточенность или подвижность. Я передам вам результаты в ускоренной форме, я просто опишу вам конкретный случай.

Я беру собаку, никакой неприятности я ей не делаю. Я ее просто ставлю на стол и изредка подкармливаю, и при этом делаю над ней следующий опыт. Я вырабатываю у нее то, что принято называть ассоциацией, например я действую ей на ее ухо каким-нибудь тоном, положим, в течение 10 секунд и всегда вслед за этим кормлю ее. Таким образом после нескольких повторений у собаки образовывается связь, ассоциация между этим тоном и едой. Перед этими опытами мы собак не кормим, и такая связь образуется очень быстро. Как только пускается наш тон, собака начинает беспокоиться, облизываться, у нее течет слюна. Словом, у собаки появляется та же реакция, какая обычно бывает перед едой. Говоря попросту, у собаки вместе со звуком возникает мысль об еде и остается несколько секунд, пока ей не дадут есть.

Что же выходит при этом с разными животными? А вот что. Один сорт животных, сколько бы вы опыт ни повторяли, относится совершенно так, как я описал. На каждое появление звука собака дает эту пищевую реакцию, и так остается все время - и месяц, и два, и год. Ну, одно можно сказать, что это деловая собака. Еда - дело серьезное, и животное к нему стремится, готовится. Так обстоит дело у серьезных собак. Таких собак можно отличить даже в жизни; это спокойные, несуетливые, основательные животные.

А у других собак, чем дольше вы повторяете этот опыт, тем больше они становятся вялыми, сонливыми, и до такой степени, что вы суете в рот еду, и только тогда животное дает эту пищевую реакцию и начинает есть. И все дело в вашем звуке, потому что, если вы этого звука не пускаете или пускаете его лишь на секунду, такого состояния не получается, этого сна не наступает. Вы видите, что для некоторых собак мысль об еде даже в течение одной минуты невыносима, им уже требуется отдых. Они устают и начинают спать, отказываясь от такого важного дела, как еда. Ясно, что мы имеем два типа нервной системы, один крепкий, солидный, работоспособный, а другой - рыхлый, дряблый, очень скоро устающий. И нельзя сомневаться, что первый тип является более сильным, более приспособленным к жизни. Перенесите это же на человека и вы убедитесь, что сила не в подвижности, не в рассеянности мысли, а в сосредоточенности, устойчивости. Подвижность ума, следовательно, недостаток, но не достоинство.

Непосредственное общение с действительностью

Господа! Второй прием ума - это стремление мысли придти в непосредственное общение с действительностью, минуя все перегородки и сигналы, которые стоят между действительностью и познающим умом. В науке нельзя обойтись без методики, без посредников, и ум всегда разбирается в этой методике, чтоб она не исказила действительности. Мы знаем, что судьба всей нашей работы зависит от правильной методики. Неверна методика, неправильно передают действительность сигналы - и вы получаете неверные, ошибочные, фальшивые факты. Конечно, методика для научного ума - только первый посредник. За ней идет другой посредник - это слово.

Слово - тоже сигнал, оно может быть подходящим и неподходящим, точным и неточным. Я могу представить вам очень яркий пример. Ученые-натуралисты, которые много работали сами, которые на многих пунктах обращались к действительности непосредственно, такие ученые крайне затрудняются читать лекции о том, чего они сами не проделали. Значит, какая огромная разница между тем, что вы проделали сами, и между тем, что знаете по письму, по передаче других. Настолько резкая разница, что неловко читать о том, чего сам не видел, не делал. Такая заметка идет, между прочим, и от Гельмгольца. Посмотрим, как держится в этом отношении русский интеллигентский ум.

Я начну со случая, мне хорошо известного. Я читаю физиологию, науку практическую. Теперь стало общим требованием, чтобы такие экспериментальные науки и читались демонстративно, предъявлялись в виде опытов, фактов. Так поступают остальные, так веду свое дело и я. Все мои лекции состоят из демонстраций. И что же вы думаете! Я не видел никакого особенного пристрастия у студентов к той деятельности, которую я им показываю. Сколько я обращался к своим слушателям, столько я говорил им, что не читаю вам физиологию, я вам показываю. Если бы я читал, вы бы могли меня не слушать, вы могли бы прочесть это по книге, почему я лучше других! Но я вам показываю факты, которых в книге вы не увидите, а потому, чтобы время не пропало даром, возьмите маленький труд. Выберите пять минут времени и заметьте для памяти после лекции, что вы видели. И я оставался гласом вопиющего в пустыне. Едва ли хотя бы один когда-либо последовал моему совету. Я в этом тысячу раз убеждался из разговоров на экзаменах и т.д.

Вы видите, до чего русский ум не привязан к фактам. Он больше любит слова и ими оперирует. Что мы действительно живем словами, это доказывают такие факты. Физиология - как наука - опирается на другие научные дисциплины. Физиологу на каждом шагу приходится обращаться к элементам физики, химии. И, представьте себе, мой долгий преподавательский опыт показал мне, что молодые люди, приступающие к изучению физиологии, т.е. прошедшие среднюю школу, реального представления о самих элементах физики, химии не имеют. Вам не могут объяснить факта, с которого мы начинаем жизнь нашу, не могут объяснить толком, каким образом к ребенку поступает молоко матери, не понимают механизма сосания.

А механизм этот до крайности прост, вся суть в разнице давления между атмосферным воздухом и полостью рта ребенка. Тот же закон Бойля-Мариотта лежит в основе дыхания. Так вот, совершенно такое же явление проделывает сердце, когда оно получает кровь венозной системы. И этот вопрос о присасывающем действии грудной клетки - самый убийственный вопрос на экзамене не только для студентов, а даже и для докторов. (Смех.) Это не забавно, это ужасно! Это приговор над русской мыслью, она знает только слова и не хочет прикоснуться к действительности. Я иллюстрирую это еще более ярким случаем. Несколько лет назад профессор Манассеин, редактор “Врача”, посылает мне статью, полученную им от товарища, которого знает как очень вдумчивого человека. Но так как эта статья специальная, то он и просил меня высказать свое мнение. Работа эта называлась: “Новая движущая сила в кровообращении”. И что же? Этот занимающийся человек только к сорока годам понял это присасывающее действие грудной клетки и был настолько поражен, что вообразил, что это целое открытие. Странная вещь! Человек всю жизнь учился и только к сорока годам постиг такую элементарную вещь.

(1) Манассеин Вячеслав Авксентьевич (1841-1901), клиницист, общественный деятель, профессор Военно-медицинской академии в Петербурге, редактор журнала “Русский врач”.
Таким образом, господа, вы видите, что русская мысль совершенно не применяет критики метода, т.е. нисколько не проверяет смысла слов, не идет за кулисы слова, не любит смотреть на подлинную действительность. Мы занимаемся коллекционированием слов, а не изучением жизни. Я вам приводил примеры относительно студентов и докторов. Но почему эти примеры относить только к студентам, докторам? Ведь это общая, характерная черта русского ума. Если ум пишет разные алгебраические формулы и не умеет их приложить к жизни, не понимает их значения, то почему вы думаете, что он говорит слова и понимает их.

Возьмите вы русскую публику, бывающую на прениях. Это обычная вещь, что одинаково страстно хлопают и говорящему “за”, и говорящему “против”. Разве это говорит о понимании? Ведь истина одна, ведь действительность не может быть в одно и то же время и белой, и черной. Я припоминаю одно врачебное собрание, на котором председательствовал покойный Сергей Петрович Боткин. Выступили два докладчика, возражая друг другу; оба хорошо говорили, оба были хлесткие, и публика аплодировала и тому, и другому. И я помню, что председатель тогда сказал: “Я вижу, что публика еще не дозрела до решения этого вопроса, и потому я снимаю его с очереди”. Ведь ясно, что действительность одна. Что же вы одобряете и в том и в другом случае? Красивую словесную гимнастику, фейерверк слов.

Возьмите другой факт, который поражает сейчас. Это факт распространяемости слухов. Серьезный человек сообщает серьезную вещь. Ведь сообщает не слова, а факты, но тогда вы должны дать гарантию, что ваши слова действительно идут за фактами. Этого нет. Мы знаем, конечно, что у каждого есть слабость производить сенсацию, каждый любит что-либо прибавить, но все-таки нужна же когда-нибудь и критика, проверка. И этого у нас и не полагается. Мы главным образом интересуемся и оперируем словами, мало заботясь о том, какова действительность.

Абсолютная свобода мысли

Перейдем к следующему качеству ума. Это свобода, абсолютная свобода мысли, свобода, доходящая прямо до абсурдных вещей, до того, чтобы сметь отвергнуть то, что установлено в науке, как непреложное. Если я такой смелости, такой свободы не допущу, я нового никогда не увижу. <…> Есть ли у нас эта свобода? Надо сказать, что нет. Я помню мои студенческие годы. Говорить что-либо против общего настроения было невозможно. Вас стаскивали с места, называли чуть ли не шпионом. Но это бывает у нас не только в молодые годы. Разве наши представители в Государственной Думе не враги друг другу? Они не политические противники, а именно враги. Стоит кому-либо заговорить не так, как думаете вы, сразу же предполагаются какие-то грязные мотивы, подкуп и т.д. Какая же это свобода? И вот вам еще пример к предыдущему. Мы всегда в восторге повторяли слово “свобода”, и когда доходит до действительности, то получается полное третирование свободы.

Привязанность мысли к идее и беспристрастность

Следующее качество ума - это привязанность мысли к той идее, на которой вы остановились. Если нет привязанности - нет и энергии, нет и успеха. Вы должны любить свою идею, чтобы стараться для ее оправдания. Но затем наступает критический момент. Вы родили идею, она ваша, она вам дорога, но вы вместе с тем должны быть беспристрастны. И если что-нибудь оказывается противным вашей идее, вы должны ее принести в жертву, должны от нее отказаться. Значит, привязанность, связанная с абсолютным беспристрастием, - такова следующая чепривязанность мысли к той идеерта ума. Вот почему одно из мучений ученого человека - это постоянные сомнения, когда возникает новая подробность, новое обстоятельство. Вы с тревогой смотрите, что эта новая подробность: за тебя или против тебя. И долгими опытами решается вопрос: смерть вашей идее или она уцелела? Посмотрим, что в этом отношении у нас. Привязанность у нас есть. Много таких, которые стоят на определенной идее. Но абсолютного беспристрастия - его нет. Мы глухи к возражениям не только со стороны иначе думающих, но и со стороны действительности. В настоящий, переживаемый нами момент я не знаю даже, стоит ли и приводить примеры.

Обстоятельность, детальность мысли

Следующая, пятая черта - это обстоятельность, детальность мысли. Что такое действительность? Это есть воплощение различных условий, степени, меры, веса, числа. Вне этого действительности нет. Возьмите астрономию, вспомните, как произошло открытие Нептуна. Когда расчисляли движение Урана, то нашли, что в цифрах чего-то недостает, решили, что должна быть еще какая-то масса, которая влияет на движение Урана. И этой массой оказался Нептун. Все дело заключалось в детальности мысли. И тогда так и говорили, что Леверье кончиком пера открыл Нептун. То же самое, если вы спуститесь и к сложности жизни. Сколько раз какое-либо маленькое явленьице, которое едва уловил ваш взгляд, перевертывает все вверх дном и является началом нового открытия. Все дело в детальной оценке подробностей, условий. Это основная черта ума. Что же? Как эта черта в русском уме? Очень плохо. Мы оперируем насквозь общими положениями, мы не хотим знаться ни с мерой, ни с числом. Мы все достоинство полагаем в том, чтобы гнать до предела, не считаясь ни с какими условиями. Это наша основная черта.

Возьмите пример из сферы воспитания. Есть общее положение - свобода воспитания. И вы знаете, что мы доходим до того, что осуществляем школы без всякой дисциплины. Это, конечно, величайшая ошибка, недоразумение. Другие нации это отчетливо уловили, и у них идут рядом и свобода и дисциплина, а у нас непременно крайности в угоду общему положению. В настоящее время к уяснению этого вопроса приходит и физиологическая наука. И теперь совершенно ясно, бесспорно, что свобода и дисциплина - это абсолютно равноправные вещи. То, что мы называем свободой, то у нас на физиологическом языке называется раздражением <…> то, что обычно зовется дисциплиной - физиологически соответствует понятию “торможение”. И оказывается, что вся нервная деятельность слагается из этих двух процессов - из возбуждения и торможения. И, если хотите, второе имеет даже большее значение. Раздражение - это нечто хаотическое, а торможение вставляет эту хаотичность в рамки.

Возьмем другой животрепещущий пример, нашу социал-демократию. Она содержит известную правду, конечно, не полную правду, ибо никто не может претендовать на правду абсолютную. Для тех стран, где заводская промышленность начинает стягивать огромные массы, для этих стран, конечно выступает большой вопрос: сохранить энергию, уберечь жизнь и здоровье рабочего. Далее, культурные классы, интеллигенция обыкновенно имеют стремление к вырождению. На смену должны подыматься из народной глубины новые силы. И конечно, в этой борьбе между трудом и капиталом государство должно стать на охрану рабочего.

Но это совершенно частный вопрос, и он имеет большое значение там, где сильно развилась промышленная деятельность. А что же у нас? Что сделали из этого мы? Мы загнали эту идею до диктатуры пролетариата. Мозг, голову поставили вниз, а ноги вверх. То, что составляет культуру, умственную силу нации, то обесценено, а то, что пока является еще грубой силой, которую можно заменить и машиной, то выдвинули на первый план. И все это, конечно, обречено на гибель, как слепое отрицание действительности.
У нас есть пословица: “Что русскому здорово, то немцу - смерть”, пословица, в которой чуть ли не заключается похвальба своей дикостью. Но я думаю, что гораздо справедливее было бы сказать наоборот: “То, что здорово немцу, то русскому - смерть”. Я верю, что социал-демократы немцы приобретут еще новую силу, а мы из-за нашей русской социал-демократии, быть может, кончим наше политическое существование. <...>

Стремление научной мысли к простоте

Следующее свойство ума - это стремление научной мысли к простоте. Простота и ясность - это идеал познания. Вы знаете, что в технике самое простое решение задачи - это и самое ценное. Сложное достижение ничего не стоит. Точно так же мы очень хорошо знаем, что основной признак гениального ума - это простота. Как же мы, русские, относимся к этому свойству? В каком почете у нас этот прием, покажут следующие факты. Я на своих лекциях стою на том, чтобы меня все понимали. Я не могу читать, если знаю, что моя мысль входит не так, как я ее понимаю сам. Поэтому у меня первое условие с моими слушателями, чтобы они меня прерывали хотя бы на полуслове, если им что-нибудь непонятно. Иначе для меня нет никакого интереса читать. Я даю право прерывать меня на каждом слове, но я этого не могу добиться. Я, конечно, учитываю различные условия, которые могут делать мое предложение неприемлемым. Боятся, чтобы не считали выскочкой и т.д.

Я даю полную гарантию, что это никакого значения на экзаменах не будет иметь, и свое слово исполняю. Почему же не пользуются этим правом? Понимают? Нет. И тем не менее молчат, равнодушно относясь к своему непониманию. Нет стремления понять предмет вполне, взять его в свои руки. У меня есть примеры попуще этого. Чрез мою лабораторию прошло много людей разных возрастов, разных компетенций, разных национальностей. И вот факт, который неизменно повторялся, что отношение этих гостей ко всему, что они видят, резко различно. Русский человек, не знаю почему, не стремится понять то, что он видит. Он не задает вопросов с тем, чтобы овладеть предметом, чего никогда не допустит иностранец. Иностранец никогда не удержится от вопроса. Бывали у меня одновременно и русские, и иностранцы. И в то время, как русский поддакивает, на самом деле не понимая, иностранец непременно допытывается до корня дела. И это проходит насквозь красной нитью через все. <...>

Стремление к истине

Следующее свойство ума - это стремление к истине. Люди часто проводят всю жизнь в кабинете, отыскивая истину. Но это стремление распадается на два акта. Во-первых, стремление к приобретению новых истин, любопытство, любознательность. А другое - это стремление постоянно возвращаться к добытой истине, постоянно убеждаться и наслаждаться тем, что то, что ты приобрел, есть действительно истина, а не мираж. Одно без другого теряет смысл. Если вы обратитесь к молодому ученому, научному эмбриону, то вы отчетливо видите, что стремление к истине в нем есть, но у него нет стремления к абсолютной гарантии, что это - истина. Он с удовольствием набирает результаты и не задает вопроса, а не есть ли это ошибка? В то время как ученого пленяет не столько то, что это новизна, а что это действительно прочная истина. А что же у нас? А у нас прежде всего первое - это стремление к новизне, любопытство. Достаточно нам что-либо узнать, и интерес наш этим кончается. (“А, это все уже известно”). Как я говорил на прошлой лекции, истинные любители истины любуются на старые истины, для них - это процесс наслаждения. А у нас - это прописная, избитая истина, и она больше нас не интересует, мы ее забываем, она больше для нас не существует, не определяет наше положение. Разве это верно?

Смирение мысли

Перейдем к последней черте ума. Так как достижение истины сопряжено с большим трудом и муками, то понятно, что человек в конце концов постоянно живет в покорности истине, научается глубокому смирению, ибо он знает, что стоит истина. Так ли у нас? У нас этого нет, у нас наоборот. Я прямо обращаюсь к крупным примерам. Возьмите вы наших славянофилов. Что в то время Россия сделала для культуры? Какие образцы она показала миру? А ведь люди верили, что Россия протрет глаза гнилому Западу. Откуда эта гордость и уверенность? И вы думаете, что жизнь изменила наши взгляды? Нисколько! Разве мы теперь не читаем чуть ли не каждый день, что мы авангард человечества! И не свидетельствует ли это, до какой степени мы не знаем действительности, до какой степени мы живем фантастически!

Я перебрал все черты, которые характеризуют плодотворный научный ум. Как вы видите, у нас обстоит дело так, что в отношении почти каждой черты мы стоим на невыгодной стороне. Например, у нас есть любопытство, но мы равнодушны к абсолютности, непреложности мысли. Или из черты детальности ума мы вместо специальности берем общие положения. Мы постоянно берем невыгодную линию, и у нас нет силы идти по главной линии. Понятно, что в результате получается масса несоответствия с окружающей действительностью. Ум есть познание, приспособление к действительности. Если я действительности не вижу, то как же я могу ей соответствовать? Здесь всегда неизбежен разлад. Приведу несколько примеров.

25

В первом посте в котором были высказывания русских классиков литературы о русском характере не было к сожалению высказывания ФМ Достоевского.
"Правом на бесчестье всего легче русского человека за собой увлечь можно"


Вы здесь » Sokol » Расы, народы, национальности » Национальный портрет. Русские