В 1963 г. в институте философии АН СССР начал работу семинар по философским проблемам обществоведения. В 1969 г. в издательстве "Наука" (Москва) был издан сборник трудов, докладов, прочитанных на заседаниях семинара и доработанных после полученных замечаний - Философские проблемы исторической науки
Гулыга А. В. История как наука.
Путь историка к истине начинается со сбора источников. Источником для историка может служить любой результат человеческой деятельности. Существует несколько вариантов классификации источников, но принципиального значения этот вопрос не имеет. Важным для историка является только одно обстоятельство: установить, связан ли данный источник непосредственно с событиями или возник позднее и свидетельствует о событии опосредовано. Этой цели отвечает деление источников (предложенное Э. Бернгеймом) на исторические остатки и традицию. К первым относятся предметы и документы, ко второй - воспоминания, произведения искусства, историческая литература. Строго говоря, любое исследование для историка - всего лишь источник
С. 13.
Историческое знание даже на уровне фактов "отягощено" интерпретацией. Строго говоря, исторический факт - это лишь источник, подвергшийся истолкованию. Поэтому в истории мы сталкиваемся с тем, что иные факты, знакомые нам с детства. "обросшие" теоретическими построениями. иногда теряют достоверность.
С. 14.
Можно говорить только правду, но не всю правду. Можно оперировать подлинными фактами, но давать искажённую картину событий, ибо факты фактам рознь. Есть факты значительные, определяющие, а есть факты второстепенные; есть отдельные факты и есть их совокупность, система. Только в системе фактов может быть обнаружено действие исторической закономерности.
С. 15.
Общественные законы проявляются как суммарное действие огромного множества случайных факторов, т.е. носят сугубо статистический характер. Известно, что в массовом масштабе случайности сами себя упраздняют, их действия не накапливаются, а компенсируются, взаимно погашают друг друга,
вследствие чего вполне определённо проявляется действие законов. Поступки индивида определяются множеством случайных факторов, далеко не всегда поддающихся рациональному истолкованию, но эти поступки "гаснут", растворяются в совокупном действии огромной массы людей.Статистические методы исследования дают возможность обнаружить необходимость там, где на поверхности видна лишь игра случая. Однако можно ли считать статистические законы вполне достоверными? Не уступают ли они в точности динамическим законам, т.е. тем, которые приложимы к каждому отдельному явлению?
Математика рассеивает подобные предубеждения. Не в степени достоверности следует искать отличие законов статистических от законов динамических. Различие между этими двумя видами законов в том, что статистические законы не обнаруживаются в единичном явлении в любой момент времени, а действуют там, где проявляется суммарное воздействие множества однородных случайностей.
Наблюдая картину исторической действительности во всех её деталях, зачастую мы видим прямо противоположное тому, что следовало бы ожидать исходя из знания законов социального развития. Но делать отсюда вывод, что социальные законы не обладают достаточной силой, как заметил один социолог, - значит уподобляться школьнику, который,
наблюдая воздушный шар, ставит под сомнение существование силы тяготения.
С. 17.
...любая случайность ведёт к необходимости и в конечном счёте оказывается формой проявления необходимой связи.
С. 19.
...ни одна крупная историческая трагедия не может быть сыграна дважды. При всех попытках её воспроизвести она неизменно превращается в фарс.
С. 24.
Сила исторических образов - в их достоверности.
С. 48.
Историк не имеет право вступать в область вымысла и домысла, но когда он сталкивается с типическим явлением и правдиво рассказывает о нём,
его повествование приобретает и эстетическую ценность.
Сс. 49-50.